J.A. Seazer (2020) Kenzouka 1980 (aka Wasuregusa Uta 1980). Совершенно монструозный релиз лейбла Fuji Records, занимающегося как раз подобными раскопками и переизданиями старых пластинок: это четыре CD общей длительностью четыре с половиной часов звучания. Основана эта подборка ранее не опубликованных материалов на серии концертов под общим названием "Песни лилий", которые Дж. А. Сизар дал в 1980 году при участии актеров театральной труппы Tenjo Sajiki. Концерт от 6 февраля записан на первом диске, от 2 апреля – на втором и частично третьем, а от 23 декабря – на четвертом. Кроме того, значительная часть третьего и четвертого дисков занята записью так и не вышедшего альбома Shiroi Karasu ("Белая ворона"). Интересно, что несмотря на то, что это цикл концертов с общим названием, песни с разных дат ни разу не повторяются – по крайней мере, целиком (только отдельные фрагменты и темы).
В начале первого диска "закадровый" голос читает сюрреалистические записи из вымышленного дневника на английском языке, параллельно начинается музыка – совершенно типичный Дж. А. Сизар в хорошем смысле, то есть именно такой, каким мы его знаем по самым известным его альбомам первой половины 70-х. К сожалению, хорошей записи не сохранилось, и это, наверно, единственная причина, почему эти перфомансы до сих пор не были опубликованы: звук глуховат, а в отдельных треках даже слегка "плывет". В целом – очень хорошо, а местами просто супер – мощно и драматично, в лучших традициях Сизара, но попадаются не очень удачные вещи и даже серии композиций – например, когда подряд идут какие-то одинаковые номера с его собственным монотонным вокалом под высокоголосые хоры, тяжелые гитары с хэммондом и флейтой. Сизаровского вокала в принципе многовато, и это один из минусов: при том, что у него неплохой голос с подходящим для хэви-прога тембром, он все-таки маловыразителен. На том же CD в нескольких номерах поет Йоко Ран, одна из ведущих актрис тераямовского театра, и, например, композиция Kisetsu Meguri / Jorou Nikki с ее вокалом очень разнообразна и вообще хороша.
Второй диск – в том же духе, но мне понравился чуть меньше. Из его особенностей я бы отметил несколько минорных вещей с поставленным ("оперным") вокалом другой участницы Tenjo Sajiki – Кэйко Ниитаки, а с учетом высокого тембра и японских интонаций, они несколько напрягают. Еще – не совсем типичную для сизаровских аранжировок композицию Togyushi ("Тореадор") с солирующей трубой, которая, кстати, потом появляется на третьем диске, в частности, в 10-минутной политематической Sangian no Shi.
После того, как на третьем CD завершается апрельский концерт, на нем идет запись со студийной репетиции альбома Shiroi Karasu. Сделана она, судя по всему, с обычного микрофона, так что качество тоже не ахти, особенно по частотным характеристикам, ну и в целом саунд несколько кашеобразный. Названий композиций нет, просто нумерация, указывающая на то, что это должна быть первая сторона пластинки. Кстати, неплохой вариант преимущественно клавишного хэви-прогрессива с мужскими и женскими вокалами. Среди последних, правда, имеется режущий слух голос все той же Кэйко Ниитаки, зато есть и отличные инструментальные вещи. Завершается третий диск 14-минутным треком, практически полностью состоящим из театральных диалогов и нарративов, без музыки – как я понимаю, он тоже взят из апрельского выступления.
На последнем CD записано семь треков декабрьского перформанса, и это самый тяжелый (и заодно – самый качественный) саунд во всех концертных записях этого бокс-сета, уже скорее гитарно-клавишный хард с небольшой долей психа и прога, сплошное буйство с редкими лиричными передышками. Помимо этого, сюда же добавлена целиком первая сторона все того же Shiroi Karasu, но уже не в репетиционном, а в полностью готовом варианте, и она получилась отличной. Жаль, что до выхода альбома так и не дошло. Включение его сюда вместе с rehearsal связано с тем, что многие вещи из него также исполнялись "живьем" на этой серии концертов.
Если же подводить итог по всей концертной подборке, то в случае сокращения общего объема раза в три с удалением неоднозначных вещей, мог бы выйти просто замечательный диск обычной продолжительности. А в таком виде – это все-таки для комплетистов, музыкальных исследователей и оголтелых фанатов, готовых часами слушать любимого исполнителя. Мне было тяжело одолеть все четыре диска при всем моем добром отношении к творчеству Сизара.
_________________ Музыка подобна сновидению. И в то же время, в противоположность сновидению, она обладает большей конкретностью, чем любая явь. Ей под силу менять сон и явь местами. Иногда она и самого меня превращала в мою любимейшую мелодию. Ю. Мисима, Золотой храм
|