Chakra (2023) Otohajime. Через многие годы после распада группы Chakra к ней неожиданно возрос интерес, доходящий порой до культа, причем не только в Японии. Так, в 2020 году в США появились пиратские виниловые синглы и EP с их студийными и концертными записями, а в Канаде на двух CD вышел неофициальный сборник Live & Unreleased, вскоре переизданный и японским лейблом Solid Records. Наконец, в 2023 году был издан – на этот раз авторизованный бывшими участниками группы – альбом с неизданными ранее композициями, которые были записаны еще до дебютного лонгплея, в 1978-80 годы, то есть начиная с того, когда еще никому не известная команда Uchuu Keibitai взяла на место вокалистки Мисио Огаву (ее предшественнице Сёку Ямагиве не нравилось направление, в котором двигалась группа) и сменила название на Chakra. В треклисте есть несколько знакомых названий треков, но и с ними есть свои нюансы. Наиболее известен из них Fuku no Tane, открывающий дебютный альбом группы, но здесь он записан в первоначальном варианте с другими текстами, как и Shima no Musume. Композиция Akogare, которая также встречается на первом альбоме, была изначально частью большой сюиты, которая здесь записана полностью. Ну и, наконец, для тех, кто слушал переиздание первого альбома 2011 года на Solid Records, будут знакомы такие вещи, как Chinom Tabogari, Oniwasoto и Maho no Cheesecake, поскольку там они были добавлены бонусами в концертных вариантах, – здесь же они присутствуют в студийных оригиналах. В целом, это все тот же микс арт-попа, экспериментальной "новой волны" и этно-попа. Этническая составляющая, как фирменная черта стиля Chakra, в некоторых треках очень заметна – и в мелодике, и в ритмах, а кое-где (например, в Kobune) – и в вокальном интонировании Мисио Огавы. В части композиций есть влияние джаза (Oniwasoto) и прог-рока (Otonashiduki), временами в рамках одного номера полностью меняются темп и стиль. Есть и откровенно попсовые вещи типа Maho no Cheesecake, но все же они, к счастью, в меньшинстве. Особо, конечно, стоит отметить 17-минутную Tokyo Suite в четырех частях, завершающую альбом. Это полистилистическая вещь, где первая часть (Morning Tops) представляет собой чисто инструментальный прог, вторая часть (Open Space) – скорее прогрессивная "новая волна" с вокалом, третья часть, известная ранее в формате отдельной песни Akogare, – джаз-рок с элементами этники и авангарда (в том числе вокального), а финальная четвертая часть (Good Night Tokyo) – наверно, тоже "новая волна", но с очень большим сдвигом в экспериментал. Что можно сказать в качестве резюме? Думаю, что для тех, кому в принципе нравится экспериментально-постпанковая эклектика 80-х и творчество этой группы в частности, должно быть интересно.
_________________ Музыка подобна сновидению. И в то же время, в противоположность сновидению, она обладает большей конкретностью, чем любая явь. Ей под силу менять сон и явь местами. Иногда она и самого меня превращала в мою любимейшую мелодию. Ю. Мисима, Золотой храм
|