Уголок коллекционера http://www.old-rock.info/forum3/ |
|
Классика свободной импровизации http://www.old-rock.info/forum3/viewtopic.php?f=15&t=3399 |
Страница 1 из 14 |
Автор: | daydreamer [ 01 май 2007, 13:51 ] |
Заголовок сообщения: | |
East Bionic Symphonia (1976) Recorded Live. На самом деле группа, играющая на этой пластинке не имела названия – это был концерт выпускников Художественной Школы Бигакко, которой руководил знаменитый Такехиса Косуги – одна из самых значимых фигур в японском импровизационном джазе и авангарде еще с конца 50-х. По сути это практически тот же состав, что и Marginal Consort, только на 20 лет раньше. В обоих случаях фактическим лидером был знаменитый ныне джаз-авангардист Кадзуо Имаи, до знакомства с Косуги успевший закончить частную школу Масаюки Танаянаги и поработать с Такаянаги в его проекте New Direction. Среди остальных участников – Ясуси Одзава (будущий член Fushitsusha), Чи Мукаи (впоследствии лидер Ché-Shizu), Томонао Косикава, Масами Тада и другие персоны японской импровизационной сцены последующих лет. Собственно альбом состоит из двух продолжительных композиций, которые были исполнены вечером 13 июля 1976 года в той самой Школе Бигакко в токийском районе Канда. Музыка имеет большой уклон в психоделический медитативный краутрок с некоторым углублением в атональность и ритмические хитросплетения во второй половине 28-минутного трека, занимающего вторую сторону пластинки. Активно используется электроника, разнообразная перкуссия – тамбурины, бонги, кастаньеты; “экзотические” инструменты – от таблы и фуэ до виола-да-гамба, достаточно и гитары со скрипкой и какими-то пронзительными дудками, голос используется крайне фрагментарно. Альбом – несомненная веха в развитии японского авангарда и импровизационной музыки. |
Автор: | daydreamer [ 03 май 2007, 12:34 ] |
Заголовок сообщения: | Классика свободной импровизации |
Masayuki Takayanagi & New Direction (1995) Live Independence 1970. Эта запись была издана уже после смерти Таканаяги, которая произошла в 1991 году. Масаюки Такаянаги был одним из ключевых японских джазовых музыкантов, внесшим заметную лепту в развитие экспериментальной направления, соединяющего фри-джаз с нойзовым авангардом. Работу в импровизационном ключе он начал еще в 50-е годы, а в августе 1969 года, будучи уже состоявшимся кул-джазовым музыкантом, сформировал трио New Direction, с различными инкарнациями которого работал до конца 70-х. Указанный альбом включает в себя композиции, исполненные в ноябре и декабре 1970 года первым составом New Direction – Масаюки Таканаяги (гитара), Йосидзава Мотохару (бас, виолончель, флейта) и Йосисабуро Тоёзуми (барабаны). На диске две 21-минутных композиции, обе сделаны в авангардном стиле, но при этом совершенно разные. Первая из них – Herdman's Pipe of Spain – очень меланхолична и созерцательна, никакого нойза, сам Такаянаги лениво тренькает на гитаре, Мотохару уныло пилит виолончель и периодически дудит в бамбуковую флейту, Тоёзуми неритмично постукивает по окружающим предметам. Второй трек – Mass Projection – наоборот, наполнен нойзом до самого предела (но без излишней агрессии, как это бывает у современных нойзкоровых команд): виолончелист остервенело скрежещет своим инструментом и что есть дури завывает флейтой, барабанщик с упоеним месит барабаны, а сам маэстро старательно извлекает из гитары наименее мелодичные звуки. Закоренелым любителям аванта. |
Автор: | daydreamer [ 03 май 2007, 12:34 ] |
Заголовок сообщения: | |
Motoharu Yoshizawa (1975) Wareta Kagami Matawa Kaseki No Tori. Еще один релиз от одного из грандов японского авангардного джаза, контрабасиста Мотохару Йосидзавы, игравшего и с Таканаяги, и с Каору Абэ, и с Барри Филлипсом, и с Дереком Бэйли и пр. Этот альбом, название которого переводится как Cracking Mirror or The Fossil Bird (соответственно названия второго и седьмого треков диска, а все вещи имеют и английские названия), предлагает камерный авант-джаз без привлечения каких-то дополнительных музыкантов. Довольно любопытная работа, изданная на лейбле PSF, который как раз и специализируется на подобного рода музыке. Композиции подобраны различные по настроению, от очень тихих, где Йосидзава чуть слышно пощипывает струны своего самодельного пятиструнного инструмента, до резких и шумных, когда он самозабвенно пилит по струнам, используя контрабас как смычковый инструмент. Альбом для любителей импровизационного джаза и авангардной музыки. |
Автор: | daydreamer [ 14 янв 2008, 11:46 ] |
Заголовок сообщения: | |
Masayuki Takayanagi & Kaoru Abe (1970) Mass Projection. Жесточайший авант-джаз от классиков жанра – гитариста Масаюки Такаянаги и саксофониста Каору Абэ. Два импровизационных трека без названия по 29 и 25 минут соответственно, исполненных живьем в июле 1970 года в токийском клубе Station '70. Зверское сплетение гитарных и саксовых наворотов, полное фидбэкового нойза, дисторшна, атональных извращений и деструктивной мощи. Плотнейший, не дающий вздохнуть, саунд – даже с трудом верится, что музыкантов всего двое. Запись, не побоюсь этого слова, просто революционна и звучит сверх-современно. Хайли рекоммендед для неслабых духом. P.S. За издание записи на CD бились два лейбла - PSF и DIW. Победил DIW, предложивший более высокую цену правообладателям (хотя вообще большая часть наследия Такаянаги переиздана как раз на PSF). |
Автор: | daydreamer [ 18 янв 2008, 12:44 ] |
Заголовок сообщения: | |
Yuji Takahashi/Steve Lacy/Takehisa Kosugi (1975) Distant Voices. Альбом джазового авангарда от патриархов японской авант-сцены скрипача Такехисы Косуги и пианиста Юдзи Такахаси (оба – активные члены знаменитой еще в начале 60-х радикально-авангардной Group Ongaku, Косуги был ее основателем, а Такахаси еще до того, как примкнуть к скандальному коллективу, добился восторженного отзыва от Ксенакиса и был взят “под свое крыло” Тоси Итиянаги) в компании небезызвестного американского саксофониста Стива Лэйси. На диске три трека, и первый из них – 20-минутная заглавная композиция – представляет собой чистокровный авангард с непонятными модуляциями, скрипичным фидбэком, постукиваниями-позвякиваниями, внезапными фортепианными скетчами и сумбурными саксофонными всхлипами. Вторая вещь с названием Flying Off существенно более слушабельна за счет отменных саксофонных партий Лэйси, это уже не столько джазовый авангард, сколько авангардный джаз. Заключительная Midsummer Blues большей частью сделана в духе первого трека, но все же отличается от него, частично оправдывая свое название за счет безутешных стенаний типично блюзовой губной гармоники. На мой взгляд, в целом неплохо, но излишне разжижено паузами и многозначительными побрякиваниями. В принципе, любителям жанра вполне может прийтись по вкусу. |
Автор: | Alice [ 13 авг 2008, 15:41 ] |
Заголовок сообщения: | Классика свободной импровизации |
Well ... Решил потихонечку подойти и к этой непростой теме. На самом деле, я уже пару лет нет-нет да и послушиваю кое-какие пластиночки этого жанра. А тут с месяц назад мне принесли целую пачку пластинок отцов-основателей free improvisation в Британии группы Spontaneous Music Ensemble (Orchestra), бессменным руководителем и мыслителем которого была легендарная личность - Mr. John Stevens (1940 - 1994). В принципе, идеи фри импровиза витали задолго до создания ансамбля в 1965-м году, когда в 1958-м году Stevens повстречал единомышленников - Watts & Rutherford. Однако, я хочу начать отсчет именно с этого года, чтобы уж слишком сильно не углубляться в историю. К 1965 году Стивенсу удалось сколотить команду одаренных, нетрадиционно мыслящих и невероятно талантливых музыкантов. Ядром стала указанная группа, которая могла называться собственно группой лишь в некотором смысле. На самом деле, музыканты уходили и приходили, записывали свои идеи, исчезали (иногда и на десятилетия), чтобы потом объявиться снова. Другими лидерами команды стали Paul Rutherford, Trevor Watts, Evan Parker, Kenny Wheeler и некоторые другие музыканты. Поначалу у Стивенса возникла идея создать нечто на основе музыки Альберта Айлера, которого музыкант почитал за своего кумира. Поэтому первые опыты команды были выполнены скорее во фри-джазовом ключе. Однако музыканты настолько любили поимпровизировать, что порой забывались, уходя далеко в сторону от собственно фри-джаза, за что и были изгнаны из тогдашней джазовой тусовки. Музыка вновь созданной команды была совершенно непредсказуема, невероятно крива и представляла собой абсолютно необработанные импровизационные вещи, продолжительность которых варьировала от 1-й до 70 минут. В зависимости от поставленных задач, количество музыкантов также постоянно менялось - от 2-х до 40 человек. Импровизировали поодиночке, вдвоем, втроем и сразу большими группами. Это мог быть джаз, суровейший чембер, структурный и бесструктурный нойз. Пластинки записывались как в студии, так и во всяких спальнях, подвалах или небольших клубах. В самом начале Стивенсу удалось заинтересовать другого гиганта британского авангарда - гитариста Дерека Бейли, с участием которого состоялась запись второго альбома Spontaneous Music Ensemble - Karyobin - 1968, где маэстро продемонстрировал всему лондонскому андеграунду мастерство владения 19-струнной гитарой ![]() Дискография группы - полный бардак и неразбериха, что, на на мой взгляд, абсолютно нормально для музыкантов подобного жанра. До сих пор выныривают всевозможные сессии, отыгранные в клубах и на тусовках еще в 65 - 68 годах. Во всяком случае, альбомов никак не меньше 17-20, причем некоторые из них двойные, а то и тройные. В 80-е годы команда заморозила свою деятельность, а участники продолжили работать сольно. Последняя пластинка была записана в 94-м году - "A New Distance", всего за несколько месяцев до смерти Стивенса. (to be continued) |
Автор: | Alice [ 13 авг 2008, 16:28 ] |
Заголовок сообщения: | |
Вот далеко не полный список музыкантов, которые в разные годы выступали и записывались в Spontaneous Music Ensemble: Derek Bailey Evan Parker Peter Kowald Paul Rodgers (иной дядька ![]() Nigel Coombes Roger Smith Kent Carter Barry Guy Veryan Weston Colin Wood Kenny Wheeler Frode Gjerstad Lol Coxhill Keith & Julia Tippett John Butcher Norma Winstone и многие другие ... На самом деле, в некоторые годы состав был ваще неизвестен - приезжали всякие заморские гости из Африки и Скандинавии, отыгрывали сессию и отваливали, забыв даже сообщить свои имена. По слухам, в записи некоторых треков принимали участие даже Don Cherry & Steve Lacy ![]() Записывалась группа преимущественно на английском же лейбле EMANEM (UK) - очень кривом и авангардном по своей сути. Он и сейчас существует, начав переиздавать свою продукцию на сиди. Но об этом интересном авант-лейбле и его продукции я постараюсь рассказать как-нибудь позже. (to be continued) |
Автор: | Alice [ 13 авг 2008, 20:30 ] |
Заголовок сообщения: | |
Цитата: Надо ли теперь все опять перетряхивать и переносить их сюда? Оба варианта ответа на этот вопрос мне не слишком нравятся. Да, и то и другое не есть гут ![]() ![]() В принципе, топ не архиважный в рамках нашего форума, но все же необходимый. Я его давно хотел завести, но сомневался ![]() Данная ветка не получит большого развития: я подумываю здесь охарактеризовать столпов типа указанных перцев, АММ, Бейли или Корнелиуса Кардью (Cornelius Cardew) и др. отцов-основателей. Фришники пойдут в джаз, как им и положено. Мерзбоу и прочие импровизные джапанойзы - к японам. Последователи АММ (более относящиеся к электронно-акустической импровизации) типа некоторых РеРовцев - разные довольно, поэтому они вполне распределятся по уже созданным топам. Последователи Бейли - Джона Стивенса (Spontaneous Music Ensemble), то бишь всякие там Sunroof!, Elliott Sharp, Jackie O'Motherfuckers, William Hookers, No Sense etc. пойдут либо в нойз или в drone psych, либо в психоджазовую директорию. А корневиков сабжа отпрейзим тут: в основном это будут америкосы, британцы, чуть италов, да совсем малька из остальной континентальной Европы - бедуин наш любимый, например ![]() А Косуги с Ичианаги пущай себе нойзят у тебя в топах! ![]() ЗЫ. Корневых ребят мы еще фактически не трогали. Кейдж, Бейли, Amalgam etc. можно отрабатывать здесь. Ну и так далее ... Этот топ не будет уж очень большим. А рецили мы лишь последователей, вот и пусть остаются там, где есть ... (Написал без правки, но думаю, что мысль понятна. Нет времени себя править ![]() |
Автор: | daydreamer [ 14 авг 2008, 07:40 ] |
Заголовок сообщения: | |
Alice писал(а): Думаю, что сабжевые японы должны все же быть в японских топах - тебе будет их легче выбирать, да и японский фри импровиз все же давно запустил свои собственные корни. Да они, собсно, большей частью не в японских топах сидят, а как раз в общих - типа Многообразие Авангарда, Авант-джаз и т.п. По идее, конечно, надо было давным-давно этот тред обособить и вписывать их всех в него... Может, если тут именно корневики будут, переобозвать его, типа "Основы (корни, классика и т.п. - на выбор) free improv"? Дабы не возникало вопросов, почему одни представители тут, а другие там? Alice писал(а): Мерзбоу и прочие импровизные джапанойзы - к японам. Нойз есть нойз - это не фри-импров. Alice писал(а): совсем малька из остальной континентальной Европы - бедуин наш любимый, например ![]() Он однозначно не фри-импров, а самый что ни на есть авангард с большой долей конкретной музыки. Тщательно подготовленный и выверенный, а не сымпровизированный. |
Автор: | Alice [ 14 авг 2008, 08:05 ] |
Заголовок сообщения: | |
Цитата: Может, если тут именно корневики будут, переобозвать его, типа "Основы (корни, классика и т.п. - на выбор) free improv"? Дабы не возникало вопросов, почему одни представители тут, а другие там? Это правильно: поначалу (60-70-е) структура была довольно проста, а вот затем все невероятно усложнилось - там сейчас черт ногу сломит: абсолютно пограничный музАк. Тем не менее, лейбл Emanem - конкретен и жестко стилистически выдержан, а там как-никак где-то сотня пластов. Я слышал лишь десятка полтора. ![]() Цитата: Он однозначно не фри-импров, а самый что ни на есть авангард с большой долей конкретной музыки. Тщательно подготовленный и выверенный, а не сымпровизированный. Пожалуй, что так ... ЗЫ. Давай назовем так - Классика свободной импровизации и поместим топ в Другую музыку, к Хану. |
Автор: | daydreamer [ 08 сен 2008, 11:47 ] |
Заголовок сообщения: | |
Masayuki Takayanagi & New Directions For The Art (2007) Complete "La Grima". Шикарное выступление знаменитого авант-джазового гитариста и двух его коллег на фестивале Genya Concert 14 августа 1971 года. Неверояно напряженная, новаторская, изобретательная и совершенно захватывающая 42-минутная импровизационная композиция, сыгранная мастерами на одном дыхании, несмотря на возмущенную реакцию публики, не понявшей новизны идей и швырявшей на сцену подручные предметы. Короткий отрывок продолжительностью чуть более шести минут был издан почти сразу после фестиваля – именно он открывает 2-дисковый альбом с записями фестиваля. Однако полное выступление великолепного трио ждало своего издания 36 лет и состоялось только через 16 лет после смерти великого музыканта, ставшего ключевой фигурой японской сцены авангардного джаза и свободной импровизации и во многом ее сформировавшего. Фантастические, совершенно непредсказуемые рисунки электрогитары Такаянаги перемежаются истерическим верещанием саксофона Кендзи Мори и судорожными эскападами Хироси Ямазаки, безжалостно громящего барабанную установку. Слушать обязательно. |
Автор: | Alice [ 16 сен 2008, 08:30 ] |
Заголовок сообщения: | |
Настолько меня напугал Дэйдример всеми ужасами данной пластинки, что я долгое время не отваживался даже и приближаться к ней ![]() ![]() ![]() No Spaghetti Edition "Real Time Satellite Data" - 03 Sofa Xavier Charles - clarinet, harmonica Michel Doneda - soprano, sopranino sax Axel Dorner - trumpet/electronics Andrea Neumann - inside piano/electronics Rhodri Davies - harp Ivar Grydeland - acoustic guitar/banjo Tonny Kluften - double bass Ingar Zach - percussion На самом деле это норвежское трио, включающее следующмх ключевых музыкантов Ivar Grydeland (guitar), Tonny Kluften (double bass) и Ingar Zach (percussion). Все остальные - гости, причем состав сильно видоизменяется в зависимости от концерта или выпускаемого альбома. Эта полностью free improvisation group была образована в 2001-м году и к настоящему моменту реализовала 4 пластинки, из которых эта признана лучшей ценителями жанра и музыкальными журналистами. Но мне об этом судить сложно, так как я ничего более из произведений группы не слышал. Абсолютно очевидно, что сии норвеги ориентированы на британский вариант свободной импровизации, а именно на The Spontaneous Music Ensemble. Последняя работала в подобном жанре с середины 60-х прошлого века, завершив деятельность в 90-е. Настроения, организация и форма преподнесения саунда взяты у Джона Стивенса однозначно. Однако это далеко не клон! Несмотря на полнейшую смурь и хаос, здесь есть очень славные моменты. Например, абсолютно убойный перкуссионист, который стоит целого ансамбля - невероятное разнообразие и неповторимость ходов: щетки-трещотки, колокольчики, бутылочки, девайсики и пр. Я сначала послушал пласт на компе и, честно говоря, был сильно раздражен. Потом попробовал на нормальных аппаратах и ... ![]() Я доволен приобретением и избавляться от пластинки не собираюсь. Современная классика свободной импровизации. ![]() |
Автор: | Alice [ 07 дек 2008, 14:53 ] |
Заголовок сообщения: | |
Axis Another Revolvable Thing Vol. 1 Masayuki Takayanagi New Direction Unit In Concert - 75 Offbeat Records Co., Ltd. Masayuki Takayanagi - guitar Kenji Mori - reeds Nobuyoshi Ino - bass, cello Hiroshi Yamazaki - percussion Well, пластинка однозначно претендует на звание самой маргинальной в 70-е годы. Три "песни" - 15, 14 и 23 минуты. На первом треке ваще ничего не происходит, за исключением удаленных пошуршиваний, призвуков в ночи и полных пауз, которые порой длятся по 5 минут. На втором демонстрирует свое мастерство барабанщик, ловко окучивая по барабанам и тарелкам с колокольчиками. Музыканты воздерживаются, экономят силы. И не зря! ![]() ![]() ![]() |
Автор: | Alice [ 10 дек 2008, 11:28 ] |
Заголовок сообщения: | |
Уж несколько лет как меня страшно беспокоил вопрос - а что же наигрывается на этом эпохальном альбоме, продолжительностью в 3 с половиной часа ![]() ![]() ![]() И вот наконец на одном японском отстойнике мне посчастливилось обнаружить этот тройной альбом по цене в ... 9 долларов! ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Derek Bailey/Pat Metheny/Gregg Bendian/Paul Wertico "The Sign Of 4" (3 CD) - 96 Knitting Factory Derek Bailey - electric guitar Pat Metheny - electric guitar Gregg Bendian - percussion Paul Wertico - percussion 3 записанных живьем диска (на концерте и в студии) в период 12 - 15 декабря 1996 года. Называются они следующим образом: Statement Of The Case The Science Of Deduction The Balance Of Probability Гитаристы поделили каналы: в правом - Бейли, а в левом - Метени. Жутчайшие, абразивные, нечеловеческие запилы на гитарах. Это касается 1-й и 3-й пластинок. Свирепствуют сразу вместе ... Чисто импровизационные сеты. Без перерыва такое объемистое давилово перегруженных гитар выдержать невозможно. Сатриани, Мальмстин и Вай отдыхают конкретно. Вторая более раздумчивая, хаотичная по-тихому ![]() ЗЫ. Тако-о-го от Метени я не ожидал! ![]() ![]() ![]() ПАМЯТНИК ГИТАРНОМУ МАСТЕРСТВУ!!! ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Автор: | ELPfan [ 10 дек 2008, 17:27 ] |
Заголовок сообщения: | |
Метени, кстати, не так плох, как его малюют, большей частью туфта, конечно, но самые ранние пластинки приятные довольно. |
Страница 1 из 14 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |