Troker Мексиканская команда в составе шести музыкантов – клавишные, ударные, труба, бас, саксофон, кларнет, тернтейблист. Исполняют весьма эклектичную музыку, в основе которой лежит прогрессивный фанк-джаз-рок и симфонический джаз в стилистике experimental Big Band с хорошим авангардным креном. Все это сдобрено изрядными порциями тернтейблизма, эйсид-джаза, , ню-джаза, даба, психоделии, рока, пост-бопа, фри-джаза, фри-фанка и т.д. ( в зависимости от воображения слушателя

) и , конечно, темпераментом и языческой мистификацией культуры мариачи. На данный момент группа имеет в своем активе 5 полноформатных альбомов, плотный гастрольный график с участием в различных джазовых фестивалях и статус одного из самых авторитетных коллективов в современном мексиканском джазе. Музыка Troker являет собой яркий пример, так называемого, «постмодернистского джаза», с его нивелированием жанровых и стилистических различий, и ироничным сочетанием серьезных и сложных музыкальных форм с массово востребованной или модной музыкальной продукцией.
Troker – Jazz vinil, 2007, IntoleranciaДля более-менее внятного представления о содержании дебютного альбома удобно условно разделить композиции в зависимости от их изначального вектора жанрово-стилистической направленности, ибо последующее развитие сюжета абсолютно не предсказуемо. Часть композиций выдержана в танцевальных ритмах разнообразно интерпретированной кумбии мариачи со смачным фанковым грувом. Мощная ритм-секция, в составе убойного баса и барабанов основательно подгружена виниловыми скрэтчами, виртуозно вписанными в ритмику композиций. Электронное бурление синтезаторов, кипящее сэмпловое месиво и, конечно, плотный и темпераментный дуэт саксофона и трубы, просто выплескивают через дергающиеся края композиционных контуров пышущую южным жаром энергетику. Та, в свою очередь, обретает звуковое воплощение, либо в виде вздыбливающейся инструментальной мощи с полифоническим переплетением партий духовых и закручивающихся синтезаторных вихрей, либо в виде постепенной разрядки в диапазоне от красочной и ритмичной эстетики эйсид-джаза со вздохами саксофона и выдохами трубы, до умиротворенного психоделическго амбиента со звуковыми галлюцинациями. Причем, в обоих случаях, саунд может озаряться короткими фри-джазовыми вспышками с трассирующими осколками импровизаций, крушащих виниловые диски тертейблиста, и стремительными би-боповыми проходами, с бубнящим басом, россыпями фортепиано-синтезаторных импровизаций, маловразумительным пением толпы или хип-хоп- рэповыми бормотаниями.
Часть композиций симфо-джазового или блюзового плана, несмотря на определенную плавность и медлительность, тем не менее, наполнены сжатой как пружина внутренней экспрессией, готовой разжаться в любое мгновенье. Очень хороша композиция “Sex Trog”, начинающаяся как авангардный блюз с великолепной мелодией, украшенной изысканными темами запредельно космической трубы и звучанием синтезатора, пронизанным шершавым свистом миллиардов воздушных струй. Уходя в пространство с нарастающим диссонансом, музыка растворяется в темной пустыне мистических звуков, вызывая ассоциации с излюбленными приемами легендарных Sex Mob. Оно и понятно… Ведь на трубе музицирует (как и еще в одной пьесе) сам маэстро Стивен Бернстайн. Да и вообще, в творчестве мексиканцев, особенно на последующих альбомах, чувствуется серьезное знакомство с именитыми представителями постмодернистской музыки. Кстати, вышедший годом позже альбом такого корифея как Квонг Ву ( Los Dorados & Cuong Vu – “Incеndio”), записанный с мексиканской джазовой группой, похоже навеян дебютом Trok (ИМХО).
Отличный альбом. Мне очень понравилось.
Troker – El Rey del Camino, 2010, IntoleranciaЭтот альбом отличается от дебютного, во-первых, еще большей эклектичностью. Все композиции крайне неоднородны даже внутри себя, и состоят из разных по длительности отрезков разной стилистической направленности, темпа и даже эмоционального посыла. Но, в совокупности все эти музыкальные пазлы складываются в изумительное по мощи и композиционной сложности музыкальное полотно. Во-вторых, вектор общего звучания сместился в сторону авангардного симфо-джаз-рока, в ущерб серьезно поблекшему мексиканскому колориту. В-третьих, был приглашен гитарист – небезызвестный Omar Rodrigues Loperz (ORLG, Mars Volta, Drive-in, Antemasque и др.), а также мексиканский исполнитель хип-хопа и рэпа Pato Machete.
Результатом всего этого явилась яркая и мелодичная музыка с мощными духовыми остинатными конструкциями или гитарно-синтезаторными рифами с безжалостно давящим басом, напряженно старающимися удержать композиционную структуру в нарастающем многообразии живых и электронных звуков. Тяжелые ритмические циклы, раскачивают перенасыщенный саунд, сметают на своем пути изощренные импровизационные атаки саксофона и трубы, рвут в клочья плотные синтезаторные завесы. Растоптав по пути красивую, но уже безнадёжно исковерканную пьесу, они вдруг обретают дабовую поступь с длинным запилом злобно дышащей гитары, огрызающейся на диссонирующие подпевки духовых и отрывистые плевки фортепианных импровизаций. В сознание постепенно и уверено вползает мрачноватый образ ласвелловского Proxis, в его фанк-дабовом варианте. В тоже время, где-то ко второй половине альбома, музыка начинает крениться в область фри-джаза и рванных джаз-роковых композиций. А определенная буффонадность и театрализованность последних треков ( исключая, конечно, вокальную пьесу с участием рэпера Мачете) окончательно формируют контуры специфического мексиканского варианта X-Legged Sally. Маст! Настоятельно рекомендую.
Troker- Crimen Sonoro, 2014, IntolerancaЭтот альбом выполнен, примерно, в такой же стилистике, что и предыдущий, разве, что с большим акцентом на фанковую составляющую, плотно вплетенную в довольно рванные и жесткие джаз-роковые структуры. Кроме того, музыка вновь заиграла красочным мексиканским колоритом, с умеренной дозой ироничного стеба. Итогом стал феерический саунд, с оглушающим эффектом коврового бомбометания и разрывающихся свето-звуковых снарядов. Плотный и дергающийся симфонизм местами расплывается в красивое тягучее состояние с подбадривающими завихрениями синтезатора и повсюду шныряющими импровизационными запилами духовых. Затем собирается в твердые многоступенчатые конструкции в духе FES, о которые бьется в бессильном остервенении вся электронно-виниловая рать и рассыпается фонтанными струями истерических фри-джазовых импровизаций. Часть эпизодов с придушенным звучанием фанк-джаз-рокового бурления и размазанными гитарными пассажами украшена проникновенными синтезаторными улетами в атмосферу и напоминает творения Джона Медески. Впрочем, местами этот саунд настолько уносится ввысь, что начинает просто искриться на каруселях космических ветров, навеивая в памяти подзабытые шизофренично-психоделические фантазии Ozric Tentacles. Впечатляют эпизоды со смачными оттяжками баса, заставляющими извивающийся музыкальный поток нервно подаваться вперед и тут же, обжегшись об перегретые контакты электрических звуков, отпрянуть, прыгая от боли и остервенело дуя в оплавившиеся раструбы духовых… А последняя композиция, разорванная как плащ матадора, с закрученными полифоническими звуковыми спиралями, кривыми темами, шквалом импровизационных атак и мощными остинатными выпадами так и напрашивается на примечание в титрах – «Кривоногая Салли. Сделано в Мексике» . Чуть не забыл напомнить, что все это чудесное действо сопровождается еще хип-хоповыми воплями-соплями, рэповыми причитаниями и другой атрибутикой афро-латино-американского безобразия. Шикарный альбом. Настоятельно рекомендую.
Troker-1919 Musica para cine, 2016, IntoleranciaДанный альбом в дискографии группы стоит немного особняком, т.к. его появление явилось результатом участия музыкантов в кинематографическом шоу с показом мексиканского немого фильма 1919 года в сопровождении живого выступления группы. В дальнейшем эта саундтрековая партитура в усеченном виде легла в основу записанного альбома.
Начало в виде винтажного бодрого регтайма под шелест заезженной пластинки… Ну, а дальше пошло совсем уже другое кино. Мощные авангардные сюиты, сложенные из эпизодов разной жанровой и стилистической направленности с рефренными главными темами, скрепляющими композиционное единство и общую эмоциональную канву, источают зловещую восточную торжественность и порождают иллюзию сюрреалистического пространства. С тяжелой размеренной поступью похоронных маршей или с фанк-дабовым барабанным молотиловом , они несут в себе внушительный потенциал темной энергии, периодически прорывающейся предельно напряженным унисонным звучанием духовых, с остервенением выводящих прямо-таки героические темы классической симфонии. Как и на предыдущих дисках, вся эта впечатляющая монументальность круто нашинкована на разные по длительности эпизоды, как лирического, так и экстремально динамичного плана. Лирические эпизоды несут в себе то, вычурную эстетику камерного джазового авангарда, напоминающую этюдные эксперименты The Lounge Lizards, то, вдруг вынырнувшее из глубины тяжело сотрясающегося саунда вальсирующее очарование DAAU, то, изысканную эйсид-джазовую мелодичность с хрипловатым дыханием саксофона и далеким высокооктавным дребезжанием трубы в сопровождении отрывающихся пузырьков синтезаторно-фортепианного закипания. Я полагаю, что с учетом общего утяжеленного эмоционально-сонористического посыла музыки, к лирическим можно с легкостью отнести эпизоды и симфо-джазового мейнстрима, и бибопа, и хип-хопа и электронно-сэмплового звучания. Помимо яркого и нетривиального композиционного креатива, музыка просто блистает интересными элементами аранжировок и исполнительской техники. Понравился эпизод, когда в пьесе с рваным и тяжелым циклическим ритмом, в такт ему гитарный вау-эффект создает иллюзию медленно и омерзительно раскрывающейся пасти. И очень впечатлило звучание баса в одной из композиций, напоминающее вращение тяжеленого бура, с отчаянным предсмертным скрежетом случайно попавшего в резьбу бас-кларнета.
Великолепный авангардный фанк-джаз-роковый симфонический триллер. Маст! Настоятельно рекомендую.
Troker- Imperfecto, 2018, RapeadopeНаиболее джазовый из всех альбомов. Точнее, симфо-эйсид-джазовый в стилистике прогрессивно-авангардного Биг Бэнда. Фанк-джаз-роковая составляющая немного отошла на задний план, хотя и ощутимо прослушивается на периферийном звучании. Разно стилистические отрезки заметно прибавили в длительности, создавая ощущение определенной размеренности и стабильности. Феерическое и яркое звуковое буйство аккуратно потеснила вдумчивость и тонкая оттеночная эмоциональность, погруженная в плотный , умеренно бурлящий саунд с каким-то барокко-джазовыми орнаментами, темпераментными вспышками и сползаниями в классические этюды. Общее генеральное звучание определяют композиции, с отточенной красотой мелодических тем, с виртуозными дуэтами трубы, саксофона и, иногда, примкнувшего к ним кларнета, с пригоршнями рассыпных страйдовых импровизаций пианино и обволакивающим стелющимся завьюженным звучанием синтезатора (особенно впечатляет звучание синтезатора в пьесе “Chip”). При этом, музыка раскачивается от удобоваримого мейнстрим-джазового саунда, до предельно закрученного авангардного. Украшением альбома явились две вокальные композиции. Одна – прекрасно аранжированная, мелодичная и эмоциональная поп-джаз-соул баллада в исполнении приглашенной мексиканской поп-певицы Renee Vooi с приятными тембровыми нюансами голоса. Вторая – трагичная соул-блюзовая композиция с хип-хоповым вокалом мексиканского певца Freedom Bremner.
Отличный альбом. Мне очень понравилось.
Хочется надеяться, что мой пространный опус кого-нибудь заинтересовал. Поверьте, оно того стоит.
