J.A. Caesar/Tenjo Sajiki (2013) Music Work Collection vol. 4: Shintokumaru/Kusa Meikyuu. Уже четвертый (!) 5-дисковый бокс-сет с архивными записями Дж. А. Сизара вышел в конце ноября 2013 г. И опять порадовал качественными вещами, причем, несмотря на архивный статус, записанными очень качественно.
Disk 1: 1976-77. Первый диск сборника очень мощно открывается пятью неизданными треками (часть из них – альтернативные версии) из альбома Ahobune ("Корабль дураков") – это классический для Сизара микс прогрессива и этно-психоделии. Буйствует хэммонд, взревывает гитара, голосят женские хоры... Не то, что бы совсем чужеродным, но точно не обязательным кажется только четвертый трек, представляющий собой исполнение известной арии из "Риголетто". Шестым номером идет музыкальный фрагмент Hokutoshi Chisei из спектакля Inryoku no Hosoku ("Закон привлечения") того же 1976 года, и тоже достойный. Следующие 26 минут занимают композиции к еще одной театральной постановке Сюдзи Тераямы, на этот раз 1977 года: Chugoku no Fushigina Yakunin ("Чудесный Китай") – с точки зрения продолжительности можно назвать это основой первого диска. Очень музыкальный мини-альбом в прогрессивном духе, по сравнению с Ahobune более мелодичный и сдержанный, с меньшим объемом пригруженных гитар и большим вниманием, уделяемым флейтам и мягким клавишным обертонам. Далее – 3 трека из ранней версии спектакля Nuhikun ("Указания для прислуги"), из них один – previously unreleased, два других – alt. versions. Пожалуй, чуть менее интересными и, кстати, не так чисто записанными, являются следующие 7 треков из тераямовского фильма "Боксер", а завершается диск композицией для его короткометажного фильма Shokenki ("Прибор для чтения"). Весьма удачное пополнение для коллекционеров и вообще отменный материал.
Disk 2: Shintokumaru (Theatrical version). Весь второй диск занят альтернативной театральной версией знаменитого сизаровского альбома Shintokumaru. Она имеет практически полностью другой треклист с гораздо большим числом более коротких треков по сравнению с "классической" версией и суммарно длится несколько дольше – если быть точным, то на семь минут. В музыкальном отношении тоже есть различия, главное из которых заключается в том, что эта версия значительно больше ориентирована на этническую составляющую, что для любителя прог-рока является как минимум спорным достоинством. Пожалуй, это наименее увлекательная часть бокс-сета.
Disk 3: 1978-79. На третьем CD разместились три музыкальных произведения Дж. А. Сизара 1978-79 годов. Первым из них идет музыкальное сопровождение к спектаклю Kankyaku Seki ("Аудитория") 1978 г., занимает первые 8 треков. Мне показалось лоскутной подборкой, нет ощущения целостности, хотя энергичная флейта в окружении электрических инструментов очень неплоха. Следом – саундтрек к фильму Тераямы Kusa Meikyuu ("Травяной лабиринт"), датированный 1979 годом. Более лиричная музыка, более минорная, и понравилась больше, но, как и в случае с Kankyaku Seki, длительность небольшая – на полноценный альбом никак не тянет. Возможно, по этой причине они и не издавались отдельно. А вот последняя часть диска – как раз вполне тянет на полновесный релиз: почти 40 минут занято музыкой к театральной постановке 1979 года Aohigeko no Shiro ("Замок Синей Бороды"). Поначалу мне эта работа не особо показалась, поскольку первая половина материала имеет довольно-таки задумчивый и несколько таинственный характер, а потом на пару треков неожиданно переходит на, наоборот, развеселый, почти балаганно-плясовой настрой и снова – в меланхолию. Зато вторая половина – очень хороша: настоящий прогрессив в лучшем виде, завершающийся просто отличным треком с ведущей виолончелью. Общее впечатление – весьма позитивное.
Disk 4: 1979-82. Основу четвертого диска составил 40-минутный саундтрек Сизара к фильму 1981 года Shanghai Ijin Shokan ("Шанхайский бордель для иностранцев"). Очень хорошая, достойная отдельного издания в виде альбома запись: классный прогрессив, где есть место и дистортнутой электрогитаре, и полнозвучному хэммонд-органу, и скрипке с флейтой, и любимым Сизаром ораторным вставкам. И завершается эта часть просто отличным эпически звучащим трагически-торжественным номером. Следующие 5 треков – еще один кино-саундтрек, он к фильму 1979 года Akai Tengi ("Запачканные красным"). Тоже неплохо, но, во-первых, по стилю ближе к прото-прогу (наполовину блюз-рок, в общем-то) и по времени звучания – менее 25 минут. Остальное (последние 5 треков) занято разрозненными записями к спектаклям и фильмам 1980-82 гг., среди которых я бы выделил драматичную композицию к постановке C Shinpu ("Отец Си"), стилистически напоминающую Magma. В целом тоже очень удачная подборка.
Disk 5: 1981-83. Большую часть – если быть точным, то целых 50 минут – последнего из пяти дисков занимают сочинения Дж. А. Сизара к спектаклю 1981 года Hyakunen no Hodoku ("Сто лет одиночества"). В нем есть отдельные вещи весьма приличного уровня, но много не совсем удачного экспериментализма, идущего в ущерб слушабельности (хотя я не исключаю, что это может быть идеальным сопровождением к конкретным сценам). Отдельные номера вообще странные – например, Tokei-ba no Odoriko ("Танцовщица петушиных боев") звучит, как запись с конкурса баянистов. После этого еще 22 минуты – дополнительный материал и альтернативные версии треков из сундтрека к фильму Saraba Hakobune ("Прощание с ковчегом"), который выходил отдельным диском как альбом в 1983 году. Почти все треки этой части – очень классные. Заканчивается диск и весь бокс-сет напевной акапелльной вещью из последнего спектакля Сюдзи Тераямы Lemming Kabenuke Otomo ("Лемминг – человек, пробившийся сквозь стену"). Песня называется Come Down Moses (ее еще исполняла Кармен Маки) и служит очень атмосферным завершением, оставляющим чувство легкой грусти.
Это, судя по всему, последний бокс-сет гигантской архивной серии, в которую вошли редкие записи Дж. А. Сизара для тераямовского театра Tenjo Sajiki.
_________________ Музыка подобна сновидению. И в то же время, в противоположность сновидению, она обладает большей конкретностью, чем любая явь. Ей под силу менять сон и явь местами. Иногда она и самого меня превращала в мою любимейшую мелодию. Ю. Мисима, Золотой храм
|