Один из лучших японских джазменов – тенор-саксофонист Хироаки Катаяма умер 13 ноября 2018 года. Первые его записи появились в начале 70-х в составе Now Music Ensemble, потом были совместные проекты с Казутоки Умезу, игра в составе RC Succession и East Asia Orchestra и многое другое, включая сольные альбомы и коллаборации… Но, наверно, больше всего он стал известен как ключевой участник Shibusashirazu Orchestra – ведущий саксофонист и, пожалуй, второй по значимости и узнаваемости музыкант коллектива после дирижера Дайсукэ Фувы. Многие годы Катаяма злоупотреблял алкоголем, заработав в итоге цирроз печени. Незадолго до своей смерти музыкант сменил несколько больниц, пытаясь справиться с заболеванием, но ничего не получилось, печень отказала. Я написал довольно-таки много рецензий на самые разные пластинки с участием Хироаки Катаямы, но у меня есть еще несколько таких дисков, о которые я решил рассказать. Начнем.
Happy Hour (2015) s/t. Этот альбом записан замечательными японскими музыкантами, которых собрал тенор-саксофонист Хироаки Катаяма после своей четвертой госпитализации, связанной с циррозом печени. Как бы в насмешку над своим заболеванием, он назвал новую группу Happy Hour – "Счастливый час", как обозначают в барах время, когда можно получить спиртное с большой скидкой. Членами коллектива стали гитарист Акихиро Исиватари (в прошлом лидер прог-групп Mull House и Quiet Storm, игравший также в A-Musik, Salt, Shibusashirazu, с Акирой Сакатой, Итару Оки и другими корифеями японского джаза), не нуждающийся в представлении басист Такехару Хайякава и барабанщик Масафуми Минато (имевший в бэкграунде такие разнообразные проекты, как хэви-металлический Dead End, несколько авант-роковых групп Хоппи Камиямы, джазовый Mad-Kab At Ashgate и пр.). На диске большая часть представленного материала – каверы, причем в основном достаточно известных композиций, но сделаны они настолько оригинально, с такой фантазией и энергией, что просто заслушаешься. Начинается все с самой, наверно, знаменитой вещи – танго Por una cabeza, которую не все могут знать по названию, но явно все слышали – она звучит в таких фильмах, как "Запах женщины" (где под нее танцуют Аль Пачино и Габриэль Анвар), "Правдивая ложь", "Список Шиндлера", "Фрида" и др. Играют с одной стороны, бурно и затейливо, с другой – довольно узнаваемо с сохранением какой-то ретро-атмосферы. Стоит отметить игру Исиватари: его гитара тут гораздо больше похожа на мягкие клавишные. Следом идет еще один эвегрин – Cry Me A River, который исполняли в разное время Элла Фицджеральд, Барбра Стрейзанд, Джо Кокер, Aerosmith и многие другие. Здесь она растянута на 11 с лишним минут и предлагается в очень романтичном варианте с шикарными импровизациями, не очень отходящими от основной темы, но ужасно интересными. Третий номер – оригинальная Darwin's Finches, сочиненная Хайякавой. Вещь тоже прикольная, но в какой-то момент у меня сложилось впечатление, что музыканты не совсем договорились о темпе: как только Катаяма заканчивает свои энергичные трели, как все остальные тут же резко замедляются, и так каждый раз. Очень необычный кавер мастера сделали на The House Of The Rising Sun, превратив эту классику в забойный джаз-фанк с резкими короткими аккордами сакса, причем чуть ли не середины трека узнать его не так просто. Далее – еще одна своя вещь, написанная Катаямой March, и это самая динамичная композиция альбома с типично фри-джазовыми наворотами. После нее идет тоже очень близкая к фри-джазу композиция с японским названием Ai no Sanka, являющаяся вариацией написанной француженкой Маргерит Монно в 1949 году песни Hymne à l'Amour на слова Эдит Пиаф. Тут стоит отметить, что в Японии эта песня была очень популярна и исполнялась множеством певиц с 1951 по 2014 год, так что японский квартет обращается именно к такой версии, но при этом превращает ее в невероятно бурный и упоительный джем, в котором дуэт Исиватари и Хайякавы просто фантастичен, а Катаяма под конец выдает самый настоящий гимн. Завершает пластинку самый короткий номер – 3-минутная неспешная Gannets And Boobies, которая и написана, и исполнена Катаямой и Хайякавой вдвоем, без сопровождения коллег. Подводя итог, безоговорочно рекомендую этот альбом!
_________________ Музыка подобна сновидению. И в то же время, в противоположность сновидению, она обладает большей конкретностью, чем любая явь. Ей под силу менять сон и явь местами. Иногда она и самого меня превращала в мою любимейшую мелодию. Ю. Мисима, Золотой храм
|