Несколько дней назад у нас гостила команда из Франции - духовики, исполняющие каверы на Цеппелинов. Собирался пойти, да как-то не состоялось. А вот пользователь Олд-рока зарегистрированный под ником Procol2005 сходил.

И написал отчет для газеты "Культура Забайкалья", а также прислал статью мне с позволением скинуть текст сюда. Публикую с согласия автора без сокращений, может кому пригодится.
«СВИРЕПЫЕ МОНГОЛЫ» «ДАЛИ ГВОЗДЯ».
Многие читинские любители музыки с недоумением смотрели на афиши, которые сообщали о том, что во вторник, 4 ноября, в концертном зале КЦК «Забайкалье» состоится концерт группы «Несколько свирепых монголов» … из Франции! Абсурд этого словосочетания вызывал определенный интерес, и для выяснения обстоятельств необходимо было все увидеть собственными глазами. Забегая вперед, хочется сказать сразу: те, кто не побывал на концерте группы "Quelques Fiers Mongols" многое потеряли!
Чтобы загодя составить представление о коллективе, автор прочел пресс-релиз, в котором сообщалось, что «рок-джаз-джаз-рок» группа «Несколько свирепых монголов образовалась во Франции в 1989 году, и в ее составе выступают: Патрик Шарбонье (тромбон), Вероник Мужен (шарманка, перкуссия, синтезатор), Жан-Франсуа Шарбонье (геликон), Себасьян Финк (ударные), Эрик Ваньон (альт, сопрано и баритон саксофоны) и Радослав Клюковски (труба).
Далее сообщалось, что импульсом к созданию музыкального коллектива послужило творчество всемирно знаменитой рок-группы «Led Zeppelin», «…этих четырех варваров, которые ворвались в мир музыки и покорили всех своей необычной аурой». Дальше было еще интереснее: пресс-релиз утверждал, что… ««Свирепые монголы» - это самый известный хит группы «Лед Зеппелин». Это сообщение вызвало некоторое замешательство: автор слушает «Цеппелинов» с начала 80-х, и такой композиции в их исполнении почему-то не помнит!
Необходимы были комментарии самих музыкантов, и для разговора с ними пришлось отправиться в филармонию за два часа до концерта. Наблюдая за процессом подготовки к концерту, я заметил, что трубач Радослав Клюковски свободно общается со звукооператором по-русски. Это был подарок судьбы, и, воспользовавшись паузой, удалось задать музыканту несколько вопросов.
Радослав сообщил, что коллектив существует не с 89, а с 96 года, его состав несколько раз менялся, но концепция оставалась прежней: группа исполняет музыку исключительно группы «Led Zeppelin». Однако это не просто кавер-версии известных песен: «Свирепые монголы» совершенно по-своему осмысливают музыку «Цеппелинов», ухитряясь играть ее без гитарных запилов и рычащего рока, в основном на духовых инструментах, но «...с тем же торжеством, пафосом и фанфарами».
Следующий вопрос напрашивался сам собой, мне не терпелось выяснить, как же я, слушая «Цеппелинов» не менее четверти века, не запомнил в их репертуаре песню «Свирепые монголы». Радослав удивленно посмотрел на меня и ответил: «Эта композиция из альбома «Led Zeppelin-IV». Уже после, возвратившись домой после концерта, я вынул из шкафа все альбомы «Цеппелинов», и убедился, что ни на четвертом, ни на любом другом их диске такой композиции нет. Но после того сногсшибательного шоу, которое показали «французские монголы», было ясно, что это утверждение – сознательная мистификация, еще один штрих к неординарному имиджу группы.
Далее Радослав Клюковски сообщил, что все музыканты в коллективе – профессионалы, и имеют консерваторское образование. «Сам я поляк, окончил консерваторию во Вроцлаве, но позже еще и факультет музыковедения в Лионе. Во Франции я живу уже 15 лет, а в этом коллективе работаю три года», - продолжил Радослав. Зашла речь и о музыкальных интересах и предпочтениях. «Очень люблю импровизировать, но и рок я прекрасно понимаю. Особенно прогрессивный. И, конечно, джаз. Мой любимый трубач – Лестер Боуи. И еще – польский трубач Томаш Станьков, он играл в группе Чеслава Немена. Обожаю игру российского саксофониста Чекасина», - добавил музыкант.
Выяснилось и то, что группа "Quelques Fiers Mongols" весьма популярна во многих странах мира, и даже открывала в 2007 году Каннский фестиваль. Но Россия для «Монголов» представляет огромный интерес. «На Западе публика избалована, ее ничем не удивить. А российские зрители очень эмоциональны, они умеют радоваться, как дети», - поделились своими впечатлениями музыканты. «Несколько свирепых монголов» уже побывали в Калининграде, Пскове, Твери, Новгороде, Москве, Екатеринбурге, Астрахани, Элисте, Кемерово, Новосибирске и Иркутске. Из Читы они отправляются в Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и Находку.
Однако уже пора приступить к описанию концерта. Музыканты появились на сцене в совершенно невообразимых костюмах: на них были высокие сапоги, парчовые шаровары, расшитые золотом восточные халаты и жилетки, широкие кожаные пояса и совершенно не поддающиеся описанию экзотические головные уборы. Уже это вызвало у публики легкий шок. Дальше было еще интереснее.
Часть музыкантов появилась прямо в зрительном зале, и в пронзительных звуках медных духовых инструментов легко угадывалось вступление к цеппелинскому «Kashmir». Наконец грянула тема, и, честно говоря, это пробрало до мозга костей. Если б день назад мне сказали, что «Лед Зеппелин» можно играть на духовых, да еще в сопровождении шарманки, - ей богу, я поднял бы такое сообщение на смех! Но это был факт, а факты – вещь упрямая. Голос Роберта Планта по очереди имитировали то саксофон, то труба, то тромбон, и это были неистовые импровизации, это был шквал звука! Однако ритмическая основа композиции была той же, суть музыки оставалась неизменной, - это был духовой рок.
Одна за другой следовали «Immigrant song», «Heartbreaker», «Dazed and confused», «Moby Dick», «In my time of dying» и многие другие великолепнейшие вещи «Цеппелинов». И все исполнялось с огнем, с бесподобными «соло» каждого из музыкантов, и непременно с юмором и театрализацией. Когда Вероник Мужен била молоточками по пластинам металлофона, от ударов взрывались прикрепленные к ним пистоны, зрители ахали, и над сценой стелился легкий дымок. Кстати, Вероник – классическая пианистка, металлофон, перкуссию и шарманку ей пришлось освоить уже после окончания парижской консерватории.
Авансцена была украшена большим пнем с настоящим кухонным тесаком. Было очевидно, что эти предметы обязательно будут использованы по назначению. Так и оказалось. Двое музыкантов вынесли из-за кулис большое покрывало, и начали подбрасывать на нем под одобрительные возгласы зрителей кочан капусты. После капуста была помещена на вышеуказанный пень и порублена на мелкие кусочки. Далее эти кусочки летели в зрителей, вызывая уже просто неописуемый восторг.
Музыканты не прекращали при этом свою великолепную игру, и было очевидно, что никак не обойдется без «Stairway to Heaven» («Лестницы на небеса»). И когда шарманка издала первые аккорды вступления знаменитого хита, стало ясно, что сейчас что-то будет! Музыканты сбросили свои восточные халаты, обнажив могучие торсы, перетянутые кожаными ремнями, и вынесли из-за кулис… бутылку традиционного российского напитка и несколько стаканчиков. Спустившись прямо в зрительный зал, угощали водкой зрителей, пили сами, не прекращая играть, да еще как играть!
Но и это еще не было завершением концерта. Под бессмертный до-минорный блюз «Since I’ve been loving You» музыканты вновь спустились в зал, пригласили девушек на танец, и, танцуя, не прекращали игры. Зрители уже просто ревели от восторга, окончательно покоренные и талантом, и юмором «французских монголов». «Монголы» действительно «дали гвоздя», иначе это не назовешь!
И все же хотелось выяснить тайну странного названия коллектива. Сцена была украшена маленьким воздушным шаром, и было очевидно, что это символ группы намекает на гигантский дирижабль-цеппелин, символ самих «Led Zeppelin». По-французски воздушный шар – «монгольфьер». Если в этом слове поменять слоги местами, получится «Свирепые монголы». Эту тайну музыканты раскрыли сами. После концерта зрители нахлынули на сцену, фотографируясь с артистами и даже общаясь с ними по-французски. А автору удалось приобрести диск группы и взять у музыкантов автографы. И, поверьте, композиции «Свирепые монголы» на этом диске нет!
Андрей Кодин