Получилось длинно, но уже как получилось...
Федоров-Волков-Рибо-Медески-Смит (12/03/2010) Презентация новой программы "РАЗИНРИМИЛЕВ", Главклуб (ДК Горбунова). Как уже сообщил Элис, вчера посетили мы означенный концерт. Сказать по правде, однозначного и безоговорочного решения о том, что надо идти, у меня практически до последнего дня не было. А у Элиса сомнений было еще больше. Но – сходили и получили настоящее удовольствие. Хорошо, что за билетами я сгонял накануне – преспокойно выбрал именно то, что наиболее устраивало с точки зрения цены и расположения мест: третий ряд партера, середина. И звук, и обзор с этой точки были очень хороши. Когда приехали на сам концерт, очередь в кассу была просто фантастическая. А в зале в итоге был полный аншлаг: даже второй бельэтаж и оба балкона были полны народом. Скажу честно, меня это просто поразило. Единственным минусом всего мероприятия была 50-минутная задержка начала концерта. Как обычно, стоило ему начаться, как про это сразу забылось, но сидеть и мучаться ожиданием было все-таки неприятно.
Сразу несколько слов о музыке. Она была очень разнообразна. Основой выступления стали, конечно, композиции из нового альбома, но и старых вещей было прилично – и аукцыоновских, и из сольников Федорова. При этом все старые номера были радикально переосмыслены, деконструированы, переведены в новые жанры (включая оттяжный блюз, блюграсс с Рибо на банджо и даже ламбаду, в которую превратилась "Музыка моя" с сольника Федорова "Лиловый день") и исполнены в шикарных джемовых вариантах. Вообще, импровизаций и мощного джемования было выше крыши, причем сами музыканты откровенно балдели и сами испытывали явный кайф от всего происходящего. Забредали они в настоящий авангард – в одной из последних вещей основной части концерта Федоров взялся читать (в своей неординарной манере) довольно длинное стихотворение Велимира Хлебникова, а все остальные в это время производили стук, лязг, бряканье, завывания и прочие диссонантные звуки без малейшего намека на упорядоченность. Новые вещи были хороши: примерно в том же ключе, что и последний альбом "Аукцыона", но с большим нервом и одновременно большим сюром, в чем не в последнюю очередь заслуга стихов Хлебникова (хотя Федоров и сам большой любитель поиграть словами и смыслами). Народ в зале все воспринимал "на ура" – в промежутках все бешено аплодировали, орали, свистели, кричали "браво" и всячески выражали свои восторги.
Теперь о музыкантах. Сначала Леонид Федоров. После первых двух вещей Элис высказал мнение, что "зеленый чувак здесь лишний, мешает своим пением слушать музыку" (зеленого цвета были рубаха и штаны). В принципе, я могу его понять: у меня самого ранее возникали мысли, что без его вокала было бы лучше. Проблема лично для меня здесь была в основном следующая. Дело в том, что как автор и исполнитель Федоров за годы и десятилетия сильно изменился. Сильно изменилась его музыка. А пение осталось в значительной степени тем же. Учитывая, что я не любитель раннего Аукцыона, но любитель нынешнего, для меня это самое пение – как бы шаг назад, в тот старый Аукцыон, который не вызывал у меня большого интереса и был частью (пусть и не худшей) все-таки "русского рока". Впоследствии (еще до этого концерта) я все-таки решил, что да, может быть, в инструментальном варианте многие вещи бы выиграли, но этот вокал – это уже неотъемлемая часть identity как Аукцыона, так и любого другого проекта Леонида Федорова. Так что я примирился с этой мыслью и стал сначала воспринимать его пение более спокойно, а затем (далеко не всегда, впрочем) и с удовольствием. И сейчас считаю, что нередко он более чем вписывается в исполнение, в том числе и на прошедшем концерте. Здесь он, как обычно, был сверхэмоционален, брызгал слюной и энергией, разрывался между шепотом и криком, постоянно вгонял себя в экстатический транс, и под конец его рубаха опять была мокрой от пота до самых штанов. В общем, я не считаю, что он был лишним, хотя и соглашусь, что ряд фрагментов выступления в чисто инструментальном варианте прозвучали бы выгоднее.
Владимир Волков очень порадовал. Значительно больше, чем я от него ожидал. В прошлый раз, когда я его видел в составе "Аукцыона" с программой на основе их последнего альбома, он как-то терялся – и визуально (учитывая большое число музыкантов с пляшущим Гаркушей и бьюшимся в конвульсиях Федоровым на авансцене), и музыкально, будучи заслонен активными дудками. Здесь же он был в центре сцены, да еще и единственным, кто играл стоя. Его движения и раньше отличались эксцентричностью ужимок, но здесь он и плясал вокруг своего контрабаса, и прыгал, и вился вокруг него аки стриптизерша вокруг шеста, и танцевал с ним танго как с партнершей... Как музыкант он показал очень высокий класс – именно тот, что достоин сотрудничества с Рибо и Медески. Отменная и при этом разнообразная техника (включая и смычковую), тонкое чувство партнера в импровизации, классные сольные номера.
Марк Рибо, надо сказать, был практически ключевой фигурой концерта. Не по причине своей статусности, конечно, а именно как главный виртуоз и одновременно главный инициатор самых забойных джемов. Вообще-то у меня не раз возникало ощущение, что Федоров начинал очередную песню, а Рибо смотрел на него поверх очков с некоторым недоумением, как бы не понимая, что это Леня начал петь, "что это вообще за песня такая?". Потом, послушав некоторое время, он вдруг принимал решение и подключался очень неожиданно, выводя исходную тему на совершенно другой уровень, после чего уже остальные члены группы подхватывали его идею, и тут-то и начиналась круговерть. Наверняка это мои фантазии, но внешне выглядело именно так. Играл Рибо просто офигительно, то отдельными взрывными аккордами с включенными эхо-эффектами, то поливая со скоростью пулемета, а в первой вещи "на бис" вообще сменил гитару на банджо. От него впечатления только восторженные.
Джон Медески тоже был в явном ударе, и его клавишные нередко выходили на первый план. Начал он с глуховатого урчания мелодики, к которой прикладывался еще много раз – в основном, имитируя звучание губной гармошки, играл и на настоящем рояле, громоздящемся на сцене, благо, ее размеры это позволяли. Но особый кайф был в его мощных волнах хэммонда – за ним он просто бесновался, то подпрыгивая на одной ноге, то стоя, как шимпанзе, на полусогнутых ногах, пригнув голову и размашисто подбрасывая руки над клавиатурой. Именно он начал первый мощный джем, в который обратилась "Голова-Нога" (из альбома Федорова "Анабена"), и его хэммонд буйно солировал, наверно, не менее четырех минут. После чего эстафету перехватил Рибо, который постепенно начал бешено ускоряться, за ним все остальные, быстрее, еще быстрее, и завершили они этот номер на совершенно головокружительной скорости. Медески заслужил персональные аплодисменты.
Барабанщик Чес Смит мне был вообще не знаком. Оказался он довольно молодым на вид. Он тоже очень качественно отработал весь концерт, постоянно что-то выдумывая, особенно во время тихих фрагментов: то там послюнит, то тут потрет, то играет, сложив ноги на барабан, то еще какую хитрость изобретет. Но уж если пошла бойня, то не отставал от остальных, хлестал по барабанам и тарелкам будь здоров. На фоне остальных инструменталистов он, пожалуй, не так ярко выглядел, но отыграл очень достойно.
Заключение. Если считать выход на "бис", где было отыграно 3 песни, то концерт длился ровно 2 часа. Заключением был мощнейший джем с блюзовым уклоном, в который музыканты превратили не самую интересную, с моей точки зрения, вещь "Мао" из альбома Федорова и Волкова "Красота". Все пятеро выдали просто отличные сольные импровизации, зал стоял на ушах. Общее впечатление от выступления значительно превысило мои самые смелые ожидания.