Я еще не написал как я фанатею от творчества Яна-Фанша Кеменера (этнографа, ревайвалиста, традиционного вокалиста новатора соединяющего бретонский фольклор с другими культурами, "учителя поколения" для исполнителей kan ha-diskan)? Что, уже десятый раз повторяю? Тем не менее...
В 2012 Кеменер выпустил два очень разных альбома:
Vive la Liberté (вместе с Eric Menneteau) - альбом традиционого бретонского вокала дуэтом (kan ha-diskan). Альбом был посвящен уходящему искусству вокалистов kan ha-diskan певших и импровизировавших на традиционных танцевальных вечеринках (fest-noz). На современных фест-нозах чаще играют фолковые или фолк-роковые группы (одну из них Элис недавно рецензировал - Titom), на более традиционных - музыканты на волынке и бомбарде. Тем не менее на совсем уже корневых фест-нозах выступала именно пара специально тренированных вокалистов.
Vive la Liberté это потрясающий альбом традиционного вокала, но я не рискую его рекомендовать, учитывая вкусы большинства форумчан (и читающих форум, я думаю). А вот второй альбом мне кажется будет интересен не только упертым любителям деревенского фолка вроде меня
Yann-Fanch Kemener "Gouanv Bepred -Toujours l'Hiver" Buda Musique 2012Состав:
Yann Fanch Kemener - chant
Aldo Ripoche - viole de gambe, violoncelle d'amour, basse de violon
Hervé Merlin - theorbe
Damien Cotty - viole de gambeСудя по буклету, "Зима навсегда" является второй частью цикла "Бретонские времена года". Первым был альбом "Скоро лето"
Tuchant e erruo an hanv (Bientôt l'été) выпущенный в 2008 году. Если на "Лете" Кеменер соединил бретонский фольклор с музыкой барокко, то на "Зиме" бретонский фольклор встречается с европейской музыкой Ренессанса (и как мне кажется раннего барокко тоже, временами слишком уж цветисто звучит для Ренессанса). Ну да, буклет надо внимательно читать

Несколько композиций на альбоме принадлежат перу французского композитора эпохи барокко - Франсуа Куперина (François Couperin, le Grand).
Звучание на альбоме полностью "старинное" акустическое и струнное (что неудивительно, см. список инструментов). Традиционный вокал Кеменера разумеется немедленно узнаваем и невообразимо прекрасен (подошла жена и не согласилась, сказала "козлиный голос, блеет на ветру"). Насчет рекомендаций - я считаю, что работа такого уровня это must-hear. С другой стороны, это не прог и не прог-фолк как мы их обычно понимаем. Так что решайте сами
