daydreamer писал(а):
Lawrence D. "Butch" Morris (1995) Conduction #28: Cherry Blossom/Conduction #31: Angelica Festival. Имя Бутча Морриса уже вписано в летопись современной музыки, в частности, импровизационной. Он считается одним из главных идеологов такого направления, как conducted improvisation, влиятельным теоретиком и практиком слияния импровизационного джаза с академической музыкой и новатором в области дирижирования. Собственно, в его варианте дирижер становится уже не столько интерпретатором, сколько композитором, который сиюминутно создает новые музыкальные произведения вместе с музыкантами. Моррис работал с самыми разнообразными коллективами в разных странах, и с каждым коллективом результат отличался от всех прочих, поскольку роли дирижера и музыкантов у него всегда тесно переплетались, влияли друг на друга и даже менялись местами. Нередко характер создаваемой и исполняемой музыки имел явно выраженный национальный характер, и, пожалуй, мало где это проявлялось так заметно, как в его работах с японскими исполнителями.
В серии Testament: A Conduction Collection вышло две его записи с японцами: Conduction #28, записанная в марте 1993 г., и Conduction #50, записанная двумя годами позднее (при этом обе были изданы в 1995 г.). Лично мне Conduction #28 намного более симпатична, хотя она вдвое короче. В ней свободная импровизация очень активно использует мелодческие и ритмические приемы японской этники, но при этом пресловутая этника не забивает собой все пространство – оно есть и для джаза, и для неожиданных праздничных маршей, и для совершенно не-японских фрагментов. Инструментарий смешанный: наряду с сякухати, сямисеном, цудзуми и прочей экзотикой здесь достаточно активны скрипка (Юдзи Кацуи), бас-кларнет (Казутоки Умезу), бас-гитара (Мотохару Йосидзава) и другие современные инструменты, которые совсем не теряются и играют не последние роли. Стоит отметить и участие таких персонажей, как Йосихиде Отомо (здесь он только тернтаблист, без гитары) и Коичи Макигами (вокал). Музыка откровенно авангардна, но уха не режет – это касается и первого произведения (Conduction #28, parts II-X), и следующей за ним трехминутной зарисовки (Conduction #28, E).
Собственно, именно более широким неэтническим инструментарием и меньшей акцентированностью на национальные мотивы, в сравнении с Conduction #50, мне этот концерт и нравится. Тем более, что Conduction #50 еще и более авангардный, а этническая составляющая в нем больше увязана с ломаными ритмами гагаку, нежели с народными японскими песнопениями. Духовых в Conduction #50 вообще нет, а струнные используются преимущественно для сухих щипков на фоне деревянной перкуссии и виниловых скрэтчей.<skipped>...
Lawrence D. "Butch" Morris (1995) Conduction #50. Переслушал означенный релиз и решил чуть более подробно остановиться на нем, хотя мнения своего я и не поменял за прошедшие два с половиной года. Продолжительность перформанса – 76 минут, при этом два первых опуса длятся 37 и 34 минуты соответственно, а два последних – 2 и 3 минуты. Не считая самого Бутча Морриса, в исполнении импровизационного материала участвует 12 человек, среди которых такие известные личности, как Йосихиде Отомо, Мотохару Йосидзава, Айюо Такахаси, Аска Канеко, Мичихиро Сато, Ким Дэ Хван и другие музыканты. Из них шестеро играют на чисто национальных инструментах – японских, китайских и корейских, еще один – Томоми Адачи – использует голос, который тоже звучит в чисто национальной традиции (и честно говоря, во всем происходящем эти специфические однообразные завывания меня раздражают как ничто другое). Отомо работает исключительно с тернтейблами и сэмплингом, внося дополнительный хаос в и без того достаточно авангардную структуру исполняемой музыки. Наиболее слушабельными фрагментами являются эпизоды с солирующей электроскрипкой Аски Канеко и фортепиано Харуны Мияке. Суммарно все-таки очень специфический концерт – по большому счету, это импровизация скорее в рамках этнической музыки с расширением поля в современные жанры, а не наоборот. И – возможно, именно по этой причине – перформанс воспринимается излишне затянутым и утомительным.