А это впечатления Крутана от посещения фестиваля, на котором блистала группа. Было это 15 лет назад. Важное свидетельство очевидца.
Концерт PIIRPAUKE на 10-м этнофестивале Faces (Karjaa, 29.7.07)Piirpauke...Группа космополитичная по своей форме и космическая по содержанию. Уже много лет страной проживания постоянных участников является Испания, поэтому выступление на “исторической родине” – огромное событие. Последний раз группа играла в Финляндии в Театре “Савой” в 2004 году на своём 30-летии. Сегодня группа дала прощальный аккорд этнофистивалю Faces, который ежегодно проходит на открытой сцене в живописной усадьбе Биллнэс около колдовской реки с поросшими берегами. До Хельсинки отсюда всего 80 км, но приехав сюда оказываешься в редкой атмосфере не то начала 70-х (О-о-о-о! Теперь-то я хорошо понимаю Дэйдримера, вернувшегося с феста Меллотронена!), не то в очень тёплой атмосфере людей, не признающих границ – люди сюда съехались не то что со всей Европы, со всего мира! Фестиваль очень хипповский по своей сути и ярким нарядам, при этом не делающий стилевых ограничений: здесь можно увидеть того, кого душа пожелает: от ансамбля зажигательных камбоджийских барабанщиков и сумасшедших игроков на свирелях, рожках и жалейках до темнокожих рэпперов. Сцен несколько. Главные герои (а самыми главными были, разумеется, Большие Пауки) играют на открытом воздухе. Надо упомянуть, что дни сейчас стоят в Финляндии не по-июльски ненастные. Добираясь до богом забытой деревеньки, сидя за рулём я проклинал скользкое шоссе, грозу и ливень стеной. Километров за 10 до места событий – всё вдруг прекратилось! Более того, за 10 минут до начала выступления Piirpauke тучи как по команде “сверху” расступились и выглянуло светило. Настраивавший в этот момент орган Сакари Кукко неприминул тут же в микрофон поблагодарить небесную канцелярию за такой подарок. По расписанию концерт должен был начаться в 16.30. Однако, выступавшие перед этим рэпперы выбились из графика, поэтому саундчек Piirpauke начался позже, длился минут 40 (саундчеком это назвать, правда было сложно: музыканты скорее общались между собой, шутили между собой по-фински и по-испански, настраивались больше душевно, бодрились, нежели дёргали струны и теребили мундштуки). Перед началом Сакари Кукко поблагодарил публику за терпение, и объявил, что причиной долгого саундчека было то, что таким расширенным составом Piirpauke не выступал ни разу за всю 30-летнюю историю: на сцене одновременно расположилось 11 музыкантов (если сюда же посчитать пятилетнего тамтамиста Пабло, сына андалузской вокалистки Чинты Эрмо). Концерт начался совершенно неожиданно: музыканты грянули крещендо на всех имеющихся инструментах. Казалось бы такое надо припасти на конец, но не тут-то было. Пронзательный сакс при поддержке трубы, взъерошенной скрипки и припадочной виолончели, судорожный драм и вокализ двух певиц (о составе чуть позже). В воздухе сильно пахнуло краутовым душком. Быка – за рога! Музыканты также резко оборвали композицию, и сразу за этим повисла техническая пауза: видимо что-то внезапно зашкалило на закулисном микшере. А Кукко, пользуясь моментом сказал, что этой вещицы не было ни на одном альбоме группы: он случайно обнаружил её, недавно разбирая ноты начала 70-х. Она носит название какого-то латиноамериканского палиндрома. Он же недавно расширил его, дописав несколько букв в начало и конец. Я силился запомнить длинный палиндром (или, на худой конец, хотя бы его первую половину), но к сожалению, тут же забыл: всё последующее действие тщательно проветрило мне мозг.
+++продолжение+++
Затем Сакари представил музыкантов. Фронтмэнша - в ярко красном платье, андалузская певица Чинта Эрмо (Cinta Hermo). С ней группа сотрудничает последние лет 20. Рядом с ней всё время находился пятилетний сын (и мне показалось, что это скорее помогало ей, нежели мешало). Вторая вокалистка – молоденькая филлипинка Sheila Surban пришла в коллектив год назад. Молодёжь: второй клавишник Samuli Mikkonen, басист Lauri Salokoski и трубач Kalevi Louhivuori. Ударная секция состоит из двух сенегальцев, оба подданые Испании: Hussein Baia за установкой и Ismaia Sane – перкуссионист, играющий на сенегальской разновидности конгов. Подобно эпическому герою в центре сцены расположилась фигура мужественного виолончелиста в национальном костюме: Roi ‘Royal’ Ruottinen. И если Кукко собрал группу из разноцветных кирпичиков, то Руоттинен – это её настоящий цемент. Неупомянутым Кукко остался лишь скрипач, и очень зря: это нерв группы! Ярчайший игрок, по манере немного близкий к Даррилу Вэю. Возможно, кто-то сможет его опознать по фотографии, которые я тоже планирую разместить (пресс-релизов и сет-листов не было, и я всё пишу по памяти по горячим следам). К слову, мне удалось сделать даже коротенькие видеоотрывки со звуком, насколько мне позволил сделать дигитальник. Затем группа немного сняла высоковольтное краутнапряжение, исполнив боевик с прошлогоднего альбома Perpetum Mobile, и дав возможность публике потанцевать под зажигательный латинский ритм. И тут в полной мере мы смогли оценить мощнейший голос и энергетику харизматичной дивы Чинты Эрмо. Она действительно достойна места фронтменши одной из лучших этногрупп мира. Затем группа обратилась к интерпретации классики, исполнив Tuule tuuli lempeämmin (“Дуй ветер нежней”) – Ян Сибелиус. Ни за что не сказал бы, что ветер дул из зала консерватории! Чинта так трогательно и мощно исполнила вступление в переводе на испанский, что слёзы у многих навернулись на глаза. А затем группа превратила этот номер в настоящее музыкальное пиршество с танцем и перекличками всех инструментов – своеобразное видение “симфо” в руках мастеров “этно”

.
+++продолжение+++
В преамбуле к Sotkamo Blues, Сакари Кукко развеял миф об американском происхождении блюза, заявив что на самом деле блюз играли ещё в середине 19 века в деревеньке Sotkamo, что в центральной Финляндии. И незамедлительно решил нам предъявить аргументы. До этого момента маэстро жонглировал кларнетом, саксом и флейтой. Но с этого момента и до конца представления он отложил духовые и заиграл на фоно, образуя клавишный дуэт с Микконеном. Эта вещь мне ОЧЕНЬ понравилась! В какой-то момент скрипач и виолончелист затеяли такую замысловатую перестрелку, что ради одной её – и то стоило побывать на этом шоу. Нечеловеческая сыгранность и взаимопонимание, если ещё учесть, что скрипач был приглашённым . Окончательно сведя аудиторию с ума, они уступили место соло клавишнику Самули Микконену. Этот человек играл, казалось бы, очень нелогично. Его хаммондовые партии могли начаться где-то на четвёртой четверти такта: молниеносный проигрыш, и он выигрывает погоню за остальной группой, приходя к финишу первым! Необычная манера джазиста пришлась по вкусу многим (мне – очень). Следующий номер музыканты привезли из Петрозаводска. Сам Сакари Кукко считает ансамбль карельской народной музыки Kantele – одним из наиболее выдающихся этноколлективов мира. Это была единственная вещь, где Чинта попробовала петь по-карельски, и у неё, должен доложить, здорово получилось. Тем временем, за кулисами, с ноги на ногу начали нервно переминаться организаторы. Дело в том, что в течение дня график выступлений сбился и время окончания аренды фестивальной площади затянулось. На сцену вышел мэр местечка Карья, и сказал (на инглише), что этнофест – это удивительное место, где встречаются люди самых разных стихий и окрасок. место, где нет места агрессии, а есть место миру и любви. Сакари, чья группа выступала ещё меньше часу понял, что пора закругляться, поблагодарил сердечно организаторов, персонал, публику, сказав, что выступить тут для него – большая честь, и он надеется приезжать ещё. Подытоживая, группа сыграла номер Bethlehem, начался он партией Шейлы, к которой Кукко впервые прибавил и своего вокалу (у него получилось что-то в духе Тома Уэйтса). Затем все снова пустились впляс: у Чинты – красное платье кружилось веером. Даже всегда сосредоточенный молодой трубач Лоухивуори, и тот не удержался от притопов.
+++окончание+++
ПОДЫТОЖИВАЯ. Сакари, отдохнув под испанским солнцем выглядит лет на 45-48. Учитывая, что это старейшина группы, есть основания полагать, что концерт не последний. Группа находится в потрясающей творческой форме и во внутреннем взаимопонимании. Смена поколений проходит удачно. Поэтому, как говорится: “Дай Бог!”. Фест проводится в начале августа. Демократичная до коликов цена на билеты (5 евро – полный день с правом свободного выбора мест и групп) способствует поддержанию его здоровой атмосферы, благодаря присутствию на нём прогрессивного студенчества со всех уголков нашего пёстрого Шарика.