daydreamer писал(а):
PoiL & Junko Ueda (2023) PoiL / Ueda. Эта коллаборация французских прог-рокеров PoiL и японской исполнительницы Дзюнко Уэды получила очень много положительных и даже восторженных отзывов. <...>. Работа действительно очень хорошая, необычная и безусловно заслуживающая внимания.
PoiL / Ueda (2023) Yoshitsune. Совместный альбом французских авант-проггеров PoiL и японской исполнительницы на сацума-биве Дзюнко Уэды, вышедший весной 2023 года, произвел большое впечатление на любителей прогрессивного рока, заслужил множество восхищенных рецензий и был отыгран более 80 раз на сценах Европы. И полгода спустя эта необычная коллаборация выпустила продолжение истории, взятой из легендарной "Повести о Доме Тайра". Названием для него стало имя полководца Минамото-но Ёсицунэ – фактически главного героя этого японского эпоса, который до сих пор считается в Японии идеалом самурая и одной из главных фигур в выступлениях японских театров ноо и кабуки (и даже стал прообразом Люка Скайуокера в "Звездных войнах"). Второй диск начинается именно там, где заканчивается первый: вернувшись после блистательной окончательной победы над домом Тайра, Ёсицунэ стал народным героем и был приближен императором, что вызвало вражду его старшего брата – сёгуна Ёритомо, главы дома Минамото. Опасаясь этого союза, Ёритомо организует неудачное покушение, исключает героя войны из клана и выдворяет его со своей территории в столицу. Разгневанный император приказывает Ёсицунэ покарать непокорного сёгуна, с которым он давно пытался бороться, и Ёсицунэ отправился собирать войско. Однако на этот раз снова поднявшийся шторм не помог ему, а наоборот, уничтожил почти все его силы, поскольку из моря поднялись духи Тайра, побежденных в битве при Дан-но-ура, и только мощное заклинание верного монаха Бэнкэя спасло главных героев. Именно эта часть сюжета положена в основу трехчастной 13-минутной композиции Kumo, открывающей альбом и построенной на основе классической пьесы театра ноо "Фуна Бэнкэй". Музыканты играют эту вещь преимущественно очень плотно и напряженно с отдельными отходами в более спокойные фрагменты, в которых звук, как правило, все равно остается очень насыщенным. Отдельно отмечу замечательную работу баса и ударных: они нисколько не теряются на фоне гитары, клавиш, бивы и буддийского пения Дзюнко и выдают отличные нестандартные сигнатуры, неожиданные паттерны и удивительные ритмические и аритмические загогулины – авант-прог в его лучшем виде. Далее идут треки Omine-San с ритмом мрачного ритуала и драматичный Yoshino: не оправдав надежд императора и превратившись в заклятого врага своего безжалостного брата, Ёсицунэ вынужден бежать и скрываться. В поисках убежища на горе Йосино, он неожиданно встречает свою жену, которая помогает беглецам укрыться, но вынуждена вскоре с ними расстаться, после чего попадает в руки агентов Ёритомо, которые держат ее в плену, а потом убивают родившегося от Ёсицунэ ребенка. Это, несомненно, один из самых мощных и впечатляющих треков на диске. За ним следует Ataka ("Убежище"), исполненная Дзюнко Уэдой в одиночку, где по сюжету Ёсицунэ и Бэнкэй с трудом находят прибежище во владениях клана Северных Фудзивара. Несмотря на предвзятость, эта вещь, сыгранная только на биве и спетая в классической традиции сёмё, очень органично вписывается в прог-роковый альбом. Завершает пластинку композиция Kokô (что дословно переводится, как "Пасть тигра", но имеет также значение "Неизбежная смерть") в двух частях. В хронике "Повесть о Доме Тайра" написано, что глава дома Северных Фудзивара вскоре умирает, а его сын не готов поддерживать опального героя и закрывает глаза на проникновение группы убийц в свое поместье. В результате все сподвижники Ёсицунэ погибли, а сам он совершил сэппуку, пока верный Бэнкэй, вооруженный нагинатой, сдерживал врагов. В финальной композиции нет этой трагической развязки, но все подводится к ней – и старинный текст, исполняемый Дзюнко, и шикарные инструментальные партии, от которых просто невозможно оторваться. Получилась очень сильная работа, даже посильнее первого диска, но сила обеих частей этой дилогии не только непосредственно в отличной музыке, но во многом именно в оригинальности и специфичности удивительно органичного слияния двух совершенно разных жанров. Честно говоря, я не думаю, что можно дальше столь же успешно эксплуатировать ту же жилу, сохраняя это чувство оригинальности и не сваливаясь в самоповторы. Мне попадались отзывы в интернете, где этот альбом хвалят, но предупреждают о том, что слушать его при этом тяжело. Не знаю – может быть, сказывается большая наслушанность японской музыкой, но у меня не было ни малейшего отторжения ни от игры Уэды на биве, ни от ее безусловно очень специфичного вокала. По моему однозначному мнению, это самый настоящий мастерпис.